Что помогает Bosch поддерживать продажи на высоком уровне

Несмотря на экономическое ослабление в автомобильной промышленности, в 2019 году группе Bosch удалось удержать высокий уровень продаж предыдущего года.

Согласно предварительным данным, за последний год доходы поставщика технологий и услуг от операционной деятельности составили 77,9 млрд евро. Таким образом, выручка осталась на уровне предыдущего года. С учетом корректировки валютных курсов выручка снизилась на 1,1%.

Представляя предварительные показатели, председатель совета директоров Robert Bosch GmbH, д-р Фолькмар Деннер сказал: «Слабая экономика и резкий спад производства автомобилей отразились и на компании Bosch. С учетом текущих вызовов, широкая диверсификация компании оказывает стабилизирующий эффект, что позволяет, как расширять существующий бизнес, так и развивать новый. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы продолжаем инвестировать в важные области роста». Только в этом году Bosch планирует потратить более миллиарда евро на электрифицированные, автоматизированные и подключенные решения для мобильности будущего. Будучи лидером в области инноваций, мы помогаем сформировать переход к альтернативной мобильности, извлекая максимум из открывающихся возможностей».

В 2019 финансовом году прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) составила порядка 3 млрд евро. Таким образом, маржа прибыли до уплаты налогов и процентов от операционной деятельности составляет чуть меньше 4%. На результаты повлияли спад в производстве автомобилей, особенно на ключевых рынках Китая и Индии, дальнейшее сокращение доли дизельных двигателей в автомобилях, высокие затраты на реструктуризацию (особенно в сегменте мобильности) и увеличение стартовых инвестиций в важные будущие проекты.

«Текущий год остается сложным для многих компаний, особенно в автомобильной промышленности, а значит, и для Bosch, – сказал финансовый директор и заместитель председателя правления Bosch, профессор Стефан Азенкершбаумер. – Тем не менее, в 2020 году в важных для нас секторах и регионах мы хотим снова обеспечить рост выше рынка. Bosch предстоит и в дальнейшем активно работать над повышением рентабельности и оптимизацией производственных мощностей».

Мобильность будущего: вызовы перемен

У Bosch есть четкое представление о будущем мобильности и о том, как сделать переход к успешным альтернативам.

«Решения для мобильности завтрашнего дня будут не только электрифицированными и автоматизированными, но и подключенными и персонализированными, – сказал Фолькмар Деннер. – Благодаря обширному портфелю продуктов Bosch лучше большинства других компаний подготовлена к различным сценариям развития ситуации».

Однако он отметил, что дорога к мобильности будущего ставит перед автомобильной промышленностью ряд серьезных задач. Во-первых, иррациональные споры об автомобиле будущего заглушают важные дискуссии о нюансах безопасности дорожного движения. Во-вторых, отрасли требуется больше времени для осуществления преобразований. «В частности, когда речь идет о рабочих местах, такой фундаментальный процесс, как переход на электромобильность, – подчеркнул мистер Деннер, – не может быть реализован в одночасье».

В-третьих, экономическая ситуация обостряет необходимость структурных изменений в отрасли. В 2020 году Bosch ожидает дальнейшего сокращения производства автомобилей в мире уже третий год подряд. В этом году компания прогнозирует снижение на 2,6%, примерно до 89 млн автомобилей по всему миру, что почти на 10 млн меньше, чем в 2017-м. Bosch ожидает, что этот уровень останется неизменным в течение нескольких следующих лет и не предвидит роста мирового автомобильного производства до 2025.

Bosch-итоги-и-перспективы-1

Компания намерена максимально социально-приемлемым образом адаптировать структуру затрат и трудовые ресурсы к значительным изменениям и избыточному объему производственных мощностей в отрасли. «Мы уже достигли договоренностей по этому вопросу с нашими социальными партнерами в таких крупных регионах, как Бамберг, Швибердинген и Штутгарт-Фейербах», – сказал Фолькмар Деннер. Цель состоит в том, чтобы применить подход, обеспечивающий сохранение индивидуальных возможностей для роста на местах, удержание как можно большего числа сотрудников и сохранение их профессиональных навыков.

Перспективные направления для Bosch

«Переход к альтернативной мобильности не станет ее концом и уж точно не концом автомобиля, – подчеркнул Фолькмар Деннер. – Bosch по-прежнему уверенно движется к позиции ведущего поставщика решений для мобильности. Фундаментальные изменения в автомобильной промышленности открывают перед Bosch большие возможности. В том числе, и растущий спрос на мобильность в будущем. По данным Международного транспортного форума (ITF), с 2015 по 2030 годы уровень решений для персональной мобильности во всем мире вырастет почти на 50%. В обозримом будущем автомобиль останется средством передвижения номер один, и у него есть прекрасные перспективы стать еще более безопасным, удобным и экологичным видом транспорта».

Новые технологии, такие как интернет вещей, искусственный интеллект (ИИ) и топливные элементы также поспособствуют переходу к альтернативной мобильности.

Будучи лидером в области инноваций, Bosch выиграет благодаря раннему входу в эти области развития. Кроме того, новым автопроизводителям на рынке электромобилей все больше требуются комплексные решения, а не компоненты. «Для нас, как для поставщика полного спектра услуг, расширение системного бизнеса означает потенциал продаж, исчисляемый миллиардами», – председатель совета директоров Robert Bosch GmbH.

В будущем Bosch также получит выгоду на тенденции к росту количества электроники и программного обеспечения в автомобиле. По оценкам компании, рынок электронных систем, активно использующих ПО, до 2030 года будет ежегодно расти на 20%. Bosch ежегодно инвестирует около 3,7 млрд евро в разработку программного обеспечения, и в настоящее время в компании работает 30 тыс. инженеров-программистов.

Стратегический фактор успеха – квалифицированный персонал

Деннер считает, что квалифицированный персонал – стратегический фактор успеха для решения текущих и будущих задач. «Bosch видит себя как учащуюся организацию, где обучение интегрировано в повседневную работу», – сказал он.

В дополнение к регулярным инвестициям в повышение квалификации своих сотрудников Bosch запускает новую программу обучения в области ИИ для почти 20 тыс. сотрудников. Она включает разные форматы обучения на трех уровнях: для менеджеров, инженеров и разработчиков ИИ, а также содержит рекомендации по ответственному использованию ИИ.

Расширение бизнеса: около 3 млрд евро – на развивающиеся области

Bosch намерена расширять имеющийся бизнес и открывать новые направления. «Мы хотим сделать это за счет ранних инвестиций в будущие технологии, – сообщил доктор Деннер. – В период с 2013 по 2020 год инвестиции Bosch в новые области роста составят около 3 млрд евро».

В этом году Bosch вложит 500 млн евро только в электромобильность, включая топливные элементы. Более 600 млн евро будет потрачено на автономное вождение и еще 100 млн евро – на решения для мобильности с интернет-подключением. Более того, с 2015 года Bosch инвестировал 600 млн евро в расширение проектов в области интернета вещей. Это включает новый IoT-центр Bosch в Берлине и расширение направления подключенного производства.

Использование конкурентных преимуществ:
технологическое лидерство и нейтральность

Переходя на новые технологии, Bosch обеспечивает потенциал продаж на рынках стоимостью в миллиарды. Например, для того чтобы безопасное автономное вождение стало реальностью, в дополнение к камере и радару необходим третий тип датчиков. Вот почему Bosch дополняет свой портфель сенсорных систем и начинает производство лидарных датчиков большого радиуса действия.

Как объяснил Фолькмар Деннер, это сокращает разрыв между датчиками и делает автоматизированное вождение жизнеспособной перспективой. Лазерный инструмент для измерения расстояния легко обнаруживает на большом расстоянии даже неметаллические объекты, такие как камни на дороге. Это значит, что у вас будет достаточно времени, чтобы начать такие маневры, как торможение или поворот.

Bosch также продвигает коммерциализацию силовых агрегатов с топливными элементами. Вместе с Powercell компания разрабатывает основной компонент силового агрегата, стек, и планирует запустить его в 2022 году.

Также компания продолжает инвестировать в высокоэффективные двигатели внутреннего сгорания. Согласно исследованию рынка Bosch, в 2030 году каждые два из трех новых автомобилей будут по-прежнему работать на дизельном или бензиновом топливе с гибридной опцией или без нее.

По словам Деннера, путь к мобильности без выбросов должен быть технологически нейтральным. Это единственный способ сделать мобильность доступной для широких масс. Решение представляет собой сочетание в силовом агрегате высокоэффективных двигателей внутреннего сгорания и самых современных электродвигателей.

Кроме того, доктор Деннер заявил о приверженности компании принципам использования возобновляемого синтетического топлива: «Уже находящиеся в использовании устаревшие транспортные средства также должны сыграть свою роль в сокращении выбросов CO2. Возобновляемое синтетическое топливо может сделать процесс сгорания углеродно-нейтральным. С этой целью директивные органы должны создать основу для технологически нейтральной и, следовательно, благоприятной для инноваций среды. Это необходимый шаг для успешного перехода к альтернативной мобильности с сохранением существующих рабочих мест и созданием новых», – сказал доктор Деннер.

Интернет вещей Bosch и искусственный интеллект

Bosch хочет выйти за рамки мобильностью будущего, разрабатывая новые технологии и способствуя борьбе с изменением климата. При этом компания стремится поддерживать баланс между экономикой, окружающей средой и корпоративной социальной ответственностью.

На своем пути к лидерству в области интернета вещей Bosch полагается на искусственный интеллект. «Мы хотим использовать промышленный ИИ, чтобы наши продукты были помощниками для наших клиентов, что, как мы надеемся, сделает нас одним из мировых лидеров в этой области, – сказал Фолькмар Деннер. – С этой целью только в свой ИИ-кампус в Тюбингене Bosch инвестирует 100 млн евро. Компания также продвигает собственные инициативы по борьбе с изменением климата. В конце 2019 года Bosch добился углеродной нейтральности на всех своих площадках в Германии. К концу 2020-го все производства Bosch по всему миру станут углеродно-нейтральными. Борьба с изменением климата и энергоэффективность открывают перед Bosch дополнительные перспективные направления деятельности. В одной только Германии к 2025 году до 45% электроэнергии будет поступать из возобновляемых источников. Вот почему в ближайшие годы мы инвестируем 100 млн евро в развитие направления тепловых насосов».

Развитие бизнеса в 2019 году по направлениям…

В 2019 году развитие бизнеса в различных операционных подразделениях Bosch шло равномерно. Рост в секторе решений для мобильности, который генерирует наибольшую долю продаж, опережал мировое производство автомобилей.

Объем продаж составил 47 млрд евро, что соответствует уровню предыдущего года. В номинальном выражении это означает снижение на 0,1%, или 1,5% после корректировки валютных курсов. Продажи в секторе потребительских товаров составили 17,8 млрд евро. Это означает снижение на 0,2%, или 0,6% после корректировки валютных курсов.

Подразделения BSH Hausgeräte и Bosch Power Tools сохранили свои позиции в условиях сильной конкуренции, при этом показатели Bosch Power Tools выше среднего уровня. Продажи в секторе промышленных технологий достигли 7,4 млрд евро, что на 0,1% больше, чем в предыдущем году, несмотря на ощутимое снижение заказов в секторе машиностроения более чем на 4%. С учетом корректировки валютных курсов продажи упали на 1,2%. Бизнес-сектор строительных технологий и энергетики достиг роста в 1,5%, а объем продаж составил 5,6 млрд евро. После корректировки валютных курсов рост составил 0,8%.

… по регионам

Бизнес Bosch в Европе развивался стабильно. Продажи были на уровне предыдущего года, это 41 млрд евро.

В Северной Америке продажи выросли на 5,3%, до 13 млрд евро. После корректировки валютных курсов рост составил 0,5%.

В Южной Америке продажи выросли до 1,4 млрд евро. Это приравнивается к росту на 1,1%, или на 5,3% после корректировки на влияние обменного курса.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе развитие бизнеса в целом было отрицательным. Продажи сократились на 3,1%, до 22,5 млрд евро, снижение на 4,5% после корректировки валютных курсов. На показатели продаж особенно повлиял спад на автомобильных рынках Китая и Индии. Япония и Юго-Восточная Азия, с другой стороны, развивались позитивно.

Около 403 тыс. сотрудников – по всему миру

По состоянию на 31 декабря 2019 года по всему миру в группе Bosch работало около 403 тыс. сотрудников.

Численность персонала сократилась на 6 800 человек, или на 1,7%, при этом основные изменения произошли в Китае и Германии.

Прогноз на 2020 год: повышение прибыльности,
несмотря на слабую мировую экономику

Bosch ожидает, что в 2020 году мировая экономика вырастет всего на 2,0%.

«В условиях сохраняющейся экономической слабости глобальный рост будет и дальше замедляться, – рассказал Стефан Азенкершбаумер. – В частности, будут сокращаться ключевые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение и машиностроение. Кроме того, торговые споры между Китаем и США, а также Brexit усложняют прогнозы. Ввиду избыточных мощностей в автомобильной промышленности и изменений в технологии силовых агрегатов, Bosch продолжает пересматривать структуру затрат. Необходимые кадровые перестановки будут проведены социально-приемлемым образом.

Стефан Азенкершбаумер также отметил, что год будет очень сложным для Bosch, поэтому компания будет активно работать над повышением своей прибыльности. Высокий уровень рентабельности необходим для того, чтобы Bosch могла сделать значительные стартовые инвестиции в технологии будущего, а также в преобразование в компании.