«Мы верим, что человечество сделало выбор в сторону электромобилей. Основной преградой сегодня для этого процесса является отсутствие необходимой инфраструктуры, а именно зарядных станций разного типа. Известна четкая зависимость – одна зарядная станция рождает от 2 до 5 электромобилей на дорогах. Мы хотим быть первопроходцами в построении инфраструктуры. Верим, что через несколько лет мы все сможем увидеть наш результат на дорогах». Эти слова принадлежат директору первой национальной сети электрозарядных комплексов «ТОКА» Стефану Благовисному…
Тема электрозаправок сегодня на слуху, это глобальный тренд, который, по прогнозам экспертов, будет активно расти в ближайшие годы, отражая общемировую тенденцию развития «чистой» энергетики. «Электроблюз» не остается в стороне от этих процессов и решил исследовать украинский рынок электрозарядок, призвав на помощь СЕО компании «ТОКА» Стефана Благовисного. Вот что он нам рассказал:
– Стартовали мы в 2014 году с идеи, которую долго вынашивали и которую стали реализовывать в 2015-м. Ее смысл в том, чтобы обеспечить инфраструктуру, которая позволила бы пользоваться электромобилями наравне с обычными автомобилями.
Начинали с того, что сначала поверили в электромобиль, затем купили электрическую машину Nissan Leaf, увидели, насколько он классный и прикольный, насколько он уже не уступает своим бензиновым «собратьям», а в чем-то и превосходит их, затем поняли, что ее негде заряжать. Проблему, как сложно зарядить электрокар, начали понимать уже на своем опыте.
Решение установить зарядку перед офисом стало логичным и оправданным. Но проходит время, и мы понимаем, что зарядка перед офисом – это хорошо, однако получается привязка к ней, а если надо куда-то поехать?
Так родилась идея создать сеть электрозарядок. Сначала хотели быть исключительно сетью, которая будет устанавливать зарядные станции для электромобилей. С этой концепцией мы долго ходили, искали решение технических вопросов. Не получалось, потому что в 2015 году продукт был очень сырой да и европейские компании не были готовы выходить на наш рынок, он им был не интересен, поскольку количество электромобилей оказалось очень маленьким.
Тогда-то и решили делать свой продукт. Суть в чем? Мы взяли за основу зарядки переменного тока, сделали их «умными», с онлайн-режимом, выходом со смартфона, мониторингом потребления, историей действий. Это то, что называется биллинговой системой.
Сейчас у нас сформировано несколько направлений. Первое – мы сами производим электрозарядки на импортной элементной базе, выпускаем корпуса, на которые устанавливаем контроллеры отечественного производства. Второе – мы являемся дилерами компании «Шнейдер Электрик Украина» и партнером в поставках программного обеспечения для их электрозарядок. Дальнейшая монетизация услуг происходит через нашу программную разработку.
Далее – мы строим нашу сеть. Сейчас это порядка 80 зарядных станций. Основная концентрация – Киев и Одесса, где больше всего электрокаров. Недавно в Одессе мы запустили первую 50-киловаттную станцию быстрой зарядки электромобилей. И планируем увеличивать сеть в этих городах и других регионах. В перспективе – довести уже в 2019 году количество пунктов зарядки до 300, что позволит стать компании «ТОКА» одним из крупнейших операторов на рынке электрозарядных станций в Украине.
Еще одно направление – это оператор сети. Наше программное решение позволяет управлять зарядными станциями третьих лиц, а также других операторов.
– Если говорить об украинском рынке электрозарядок, кто на нем представлен кроме вас?
– В Украине есть производители, которые делают программное обеспечение, «железо», есть те, кто сфокусирован только на выпуске электрозарядок, есть международные игроки – «Шнейдер Электрик», АВВ, КЕВА. Просто это немножко разные бизнесы. Рынок электрозаправок подразделяется на тех, кто продает, кто производит, и тех, кто их использует.
Мы и делаем, и продаем, и используем. В таком формате в Украине работает несколько компания. К примеру, на отечественном рынке работает компания VLS Energy, которая продает зарядные станции, выпущенные на испанском и португальском оборудовании. Кроме того, она строит свою сеть.
Есть компания «AutoEnterprise». Она делает и свои зарядки, и «железо», и сама их устанавливает и обслуживает.
Компания ДТЕК STRUM строит свою сеть, используя для этого уже готовое оборудование и программное обеспечение.
– Их разработки отличаются от ваших?
– Ну конечно, как BMW отличается от Mersedes. И тот, и тот – автомобили, главная их функция – ездить и дарить удовольствие. Кто-то любит больше комфорт, кто-то – скорость. Трудно так сравнивать.
У нас у всех одна задача – заряжать электромобили. Но делаем мы это по-разному. Например, мы заряжаем по киловаттам, «AutoEnterprise» берет еще за минуты. Мы считаем, что это нечестно по отношению к тем, у кого меньше возможности за единицу времени принять киловатт. Но у компании такой подход. Безусловно, отличия есть.
– Вы упомянули о том, что компания «ТОКА» взаимодействует с брендом «Шнейдер Электрик». Каким образом?
– Мы – сертифицированный дилер «Шнейдер Электрик Украина» и продаем их оборудование. Некоторые клиенты хотят только электрозарядки, у которых европейская сертификация и положительные отзывы мировых автопроизводителей, а это есть у станций «Шнейдер Электрик».
Плюс ко всему, мы сейчас в процессе обучения по фаст чарджерам – это отдельное направление. Мы дилеры и скоростных зарядок, и зарядок Type 2.
– Потребители не хотят тратить время на зарядку своего электрокара, хотят, чтобы процесс был быстрым…
– Тот же «Ниссан Лиф» заряжает «полный бак» 30-40 минут. Но на фаст чарджере не рекомендуют заряжать до 100 процентов, лучше до 80, чтобы сохранить батарею.
Да, 80 процентов за 20 минут – это приемлемо, но стоимость одной зарядной станции довольно высокая – порядка 40 тыс. долларов вместе с установкой и пропускная способность низкая. И потом, тот же 50-киловаттный фаст чарджер – сегодня это зарядка переходного периода, учитывая, что растет емкость батарей на электромобилях. Он уже перестает быть тем скоростным, каким был ранее.
– Возникает вопрос целесообразности его продвижения на рынке?
– В любом случае у нас есть рынок тех же «Ниссан Лиф», который нужно принять, как данность.
– А сколько всего электромобилей в Украине?
– По последней статистике, уже зарегистрировано более 7 тыс. электромобилей, 80 процентов которых составляют популярные «Ниссан Лиф». Он потому и завоевал наш рынок, что доступный по цене, нормального размера, с хорошим запасом хода, в неплохой комплектации и очень надежный.
– От зарядки до зарядки сколько проезжает?
– У моделей 2015 года запас хода – 130-160 км, у нового «Лифа» — 300 км. Renault Zoe проезжает на одной зарядке 300 км, Tesla Model S – 500 км.
– Вернемся к взаимодействию со «Шнейдер Электрик Украина»…
– Да. Мы сотрудничаем в области оборудования и зарядных станций. Что касается программных продуктов, то политика «Шнейдер Электрик» такова, что они работают в этом контексте с партнерами, которые могут предложить лучшее ПО на рынке. Наша биллинговая система понравилась компании. Так, мы стали их партнерами в этом направлении.
Наша биллинговая система, которую мы устанавливаем на станции французского производителя, позволяет клиентам в дальнейшем спокойно в он-лайн-режиме администрировать их, включать-выключать, монетизировать процесс зарядки. Получается, зарядная станция всегда находится в состоянии реального времени, дает информацию о статусе зарядки, ошибках и т.д.
– Потребитель мониторит через мобильное приложение?
– Да, через смартфон или планшет. Не скачивая приложение, потребитель может зайти на сайт компании и получить интересующую его информацию.
– Как давно вы сотрудничаете со «Шнейдер Электрик Украина»?
– Где-то уже около года.
– Довольны?
– Вполне. Их станции хорошего качество. Все сделано по европейским стандартам. Мы вышли на такой уровень работы, когда французский производитель намерен продвигать свои зарядки с биллинговой системой компании «ТОКА» на международные рынки.
– «Электроблюз» в свое время рассказывал о том, что автомобильный гигант «Рено» провел в Украине тестирование электрических зарядных станций всех производителей. Как оказалось, далеко не все зарядки прошли проверку на «профпригодность» в основном из-за того, что не обеспечивали главное требование — безопасность. У французских специалистов не было вопросов только к зарядкам производства компании «Шнейдер Электрик».
– Они тестировали и наши зарядки в том числе. У нас одна зарядка не прошла тест, потому что у нее не было заземления в силу объективных причин – центр города и связанная с этим техническая проблема его установки. По всем остальным зарядкам французы остались довольны, устройства полностью адаптированы к европейским стандартам. «Шнейдер Электрик» они вручили сертификат безопасности.
– Насколько я понимаю, биллинговая система компании «ТОКА» – это ваша уникальная разработка. Как пришли к ее созданию?
– Мы понимали, что нужна система, которая бы имела возможность включить-выключить приложение. Смотрели, как другие решали эту задачу, брали лучшее и разрабатывали свою уникальную систему, которая бы была удобной для пользователей.
Система постоянно обновляется. С момента ее запуска в 2017 году уже было 30 обновлений, и процесс доработки, совершенствования продолжается каждый день.
– Сколько владельцев электрокаров на сегодняшний день пользуются вашими зарядками?
– Зарегистрированных в системе пользователей больше 2 тыс. Активно пользуются услугами биллинга около 1 тыс.
– А есть обратная связь от клиентов, довольны они или нет?
– Визитная карточка нашей биллинговой системы – это сервис. Это значит, что мы всегда на связи, у нас всегда есть обратная связь с клиентом. По опросу, который мы проводили, уровень довольных клиентов у нас очень высокий – показатель того, что мы делаем все правильно.
Компания ценит доверие со стороны своих клиентов и работает над улучшением сервисного обслуживания. С ростом количества зарядных станций, вполне естественно, будет расти и количество клиентов, поэтому сервис для нас играет первостепенное значение.
– Стефан, как вы оцениваете перспективу развития сети электрозарядок в Украине в ближайшие годы?
– Это длинный путь, и сделан только первый шаг к развитой инфраструктуре электрических зарядок в Украине.
Сегодня ряд брендов занимаются строительством своих сетей, продвигая на рынок свои решения. Для потребителя это шикарно, есть выбор, есть конкуренция. Все они занимаются одним делом, но каждый по-своему.
– Насколько сегодня высока в этом сегменте конкуренция?
– Четыре компании, которые сегодня работают в этом сегменте, создают определенную конкуренцию, но от этого потребитель только выигрывает.
На сегодняшний день мы сделали больше зарядок, чем того требует современный электромобильный рынок в Украине. Понимаем, что делаем это на перспективу, на будущее, ведь все только начинается.
– Где расположены ваши зарядные станции?
– Мы выбираем локации, где бы клиенту было комфортно провести от 20 до 60 минут. В основном мы ставим модульные зарядки переменного тока от 7 до 66 кВт, которые заряжают медленнее, но могут держать до трех электромобилей одновременно.
И главное, чтобы клиент мог спокойно оставить машину и чем-то заняться, пока она на зарядке, – пойти, к примеру, в супермаркет, кино, спортзал и т.д. Важно, чтобы ему было комфортно.
Поэтому свои электростанции размещаем в торговых и развлекательных центрах, гипермаркетах, на парковках и других общественных местах. Устанавливать зарядки на трассах, с точки зрения, бизнеса пока невыгодно, поскольку электромобили не рассчитаны на большие расстояния.
Но если говорить о ежедневных поездках по городу, то электромобили – идеальный вариант. Логика очень проста. Каждое утро водитель электромобиля смотрит состояние зарядки батареи — принцип мобильного телефона, когда утром вы смотрите, насколько он разряжен. Видите, необходимо подстраховаться — подзарядиться, заехали на ближайшую станцию, и дальше по своим делам. Вот для чего нужны публичные сети. В других случаях – это дом, работа, ночные парковки, если есть такая возможность.
– И все же, можно, к примеру, проехать сегодня на электромобиле от Харькова в Мукачево?
– Возможно. Смотря, какой целью задаться. Проверить электромобиль, за сколько часов я доеду – это один момент. А если мне надо в суд в Мукачево, и нужно ехать быстро, то лучше, наверное, воспользоваться поездом или машиной на прокат.
– Стефан, а какой у вас электромобиль?
– В компании мы пользуемся BMW i3, Renault Zoe, Nissan Leaf и Tesla.
– Мне кажется, серьезные автомобильные бренды начинают пересматривать политику в отношении Украины, с точки зрения, потенциала рынка. Так ли это?
– Все дело в том, что главный аргумент в пользу покупки электромобиля у нас в Украине, — это стоимость одного километра. На «Лифе», подчеркиваю, бэушном, это получается 40-50 коп. — 1 км. Для сравнения, газ – 140 грн., дизель – 200 с небольшим, бензин – под 300 грн. Разница получается до шести раз.
Поэтому чтобы там кто ни говорил, но это главный аргумент. Арифметика простая, но очень убедительная.
Что касается больших игроков, то они должны, в первую очередь, понимать, готов ли корпоративный сектор перейти на электромобили. Анализируя все «за» и «против», стоимость владения, амортизации и всего остального, а также если убрать все фобии о недолговечности аккумуляторов, которые неизвестно кем распространяются (хотя все прекрасно понимают, кем – прим. ЭБ), вывод напрашивается однозначный. Рано или поздно, время это придет. По моим подсчетам, это должно произойти к 2025 году.
Главный еще вопрос в развитии этого рынка – стоимость киловатта батареи. Как только мы выровняем цены электромобилей и машин с ДВС, будут достигнуты два момента. У электромобиля будет выше остаточная стоимость, поскольку он более надежен в эксплуатации. И второй – снижая стоимость хранения одного киловатта, мы открываем новую эру для «зеленой» энергии.
– Заканчивая наш разговор, хотелось бы узнать, с каким настроением смотрите в будущее и что планируете на ближайшую перспективу?
– С оптимизмом смотрю в будущее. Планируем расширяться, масштабировать свой бизнес. Мы сейчас будем запускать абсолютно новый инновационный продукт, я сейчас не могу рассказать более подробно. Скажу только, что это будет фурор на рынке электрозарядок. Это, я надеюсь, решит вопрос всех больших городов. Планируется его презентация, на которую пригласим и «Электроблюз».
– Договорились.