Лучше переходить на электромобили сегодня, чем делать это завтра, – Стефан Благовисный

Когда мы говорим об электромобилях, важной, если не главной составляющей их развития, продвижения и доступности является разветвленная инфраструктура. Речь идет о действующей как в крупных городах, так и на оживленных магистралях системе зарядных станций.

На сегодняшний день в Украине ведется активное строительство зарядной инфраструктуры. Свою миссию в этом процессе выполняет и компания «ТОКА», которую возглавляет молодой, креативный руководитель Стефан Благовисный (на фото в компании с с председателем подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Алексеем Рябчиным), с которым «Электроблюз» познакомился в прошлом году. Более того, в 2018-м по версии журнала «Электроблюз» компания «ТОКА» стала победителем рейтинга в номинации «Лучшее решение для зарядки электромобилей» с вручением приза «Камертон качества». Вместе с французским производителем «Шнейдер Электрик» она создала инновационное решение для электромобильного рынка Украины. В частности, всемирно известный бренд предложил «железо» – одну из самых безопасных электрозарядных станций, а компания «ТОКА» – «мозги» – биллинговую систему, которая стала инструментом коммуникации, взаимодействия потребителя и оборудования и предоставления услуг.

Читайте также: «Атомэнергоспецзащита» – дистрибьютор компании Legrand Украина

Мы снова встретились на недавней выставке электротранспорта «Plug-In Ukraine-2019», где «ТОКА» с партнерами представила свои станции и решения. Стефан поделился с нами мыслями о перспективах развития рынка, рассказал об успехах, достижениях, наработках компании и не только. Подробнее – в нашем интервью.

Kyiv-Plug-In-Ukraine-2019-2

– На выставке, – рассказал Стефан Благовисный, – представлены наши зарядные станции и партнеров – компании OCTA Energy и совместное детище – инновационный продукт SGS («Smart Grid Solution»). Это умное решение, которое позволяет в реальном времени перераспределять электроэнергию для многоэтажных домов. С помощью этой системы мы не добавляем мощность, а используем ее максимально эффективно. Кроме этого, на стенде выставлена новинка от OCTA – крутая мобильная зарядная станция.

– Стефан, мы с тобой не виделись почти год. Какие изменения произошли за это время?

– Из хорошего. На государственном уровне отменили НДС на электромобили до 2022 года, соответственно, люди стали активно покупать экологически чистый транспорт. Потому что понимают, что у них есть запас времени, и это экономия.

Kyiv-Plug-In-Ukraine-2019-8

Также хочу отметить тот факт, что в нашей сети уже зарегистрировано свыше 5 тыс. клиентов. Значительно выросли объемы продаж и потребления – более, чем на 100 проц.

Читайте также: Это важно! Европейская линейка электрофурнитуры Leona – в продаже в Украине

Из негатива. На законодательном уровне много говорят, но для самой инфраструктуры пока ничего не сделано. Нужна государственная политика, чтобы все понимали, что это важно и нужно.

– Не так давно ты был в Норвегии, которая является мировым лидером в продвижении электромобилей. Какие твои впечатления?

– Это не удивительно. Они к этому шли 20 лет. Это стратегия. У них получилось.

– А могло не получиться?

– Могло. Но сначала так решило государство, потом оно смогло донести эту мысль до людей. Она у них прижилась, и теперь норвежцы исповедуют ее, как религию. Для понимания, жители Осло не любят свои паромы, потому что они дизельные. В центре города почти нет автомобилей с ДВС, только очень дорогие и с не местными номерами. Объясняется это высокими тарифами на проезд, парковку и т.д. В тоже время для электрокаров – бесплатно.

Kyiv-Plug-In-Ukraine-2019-9

Сегодня в Норвегии настоящий бум на электромобили. Вызван он тем, что в этом году в стране собираются отменить льготы. Так что, сейчас жители торопятся купить электрокары. По статистике, в этой скандинавской стране восемь машин из десяти – электрические.

– Что из норвежского опыта можно взять на вооружение для внедрения в Украине?

– В первую очередь, важность государственной политики. Если в стране принимается стратегическое решение развивать электротранспорт и этот вектор не меняется каждую каденцию правительства, то это непременно даст результат.

Говоря об украинских реалиях, следует учитывать три основных момента. Во-первых, у нас дешевый киловатт электроэнергии, так сложилось, это большое экономическое преимущество. Во-вторых, львиная доля нефтепродуктов – это импорт, так сложилось исторически. В-третьих, у нас большая генерация электроэнергии. Если, допустим, завтра все 6,9 млн. автомобилистов пересядут на электромобили, то дефицит электроэнергии составит всего 4 проц.

Чтобы это работало и приносило свои положительные плоды, надо правильно донести идеи и задачи до населения. Не стоит забывать еще один важный момент – транспортные расходы лежат в каждой услуге и товаре.

С удешевлением батареи, естественно, будут снижаться и цены на электромобили. Поверьте, через 5-10 лет ездить на ДВС будет очень дорого. Так что, лучше переходить на электромобили сегодня, чем делать это завтра. Дешевле выйдет.

– Электромобили и все, что с ними связано, – это безальтернативное направление?

– Да. Если еще три года назад и были какие-то сомнения, то сейчас нет.

– Уверен, что электромобили стали более популярными, если б в обществе активнее пропагандировался этот вид транспорта. К сожалению, я не видел, чтобы президент, к примеру, или руководитель правительства личным примером показывал свою приверженность электромобилям. Они преимущественно передвигаются на «Мерседесах» S-класса. Как считаешь?

– Согласен. Нынешняя ситуация с электромобилями в какой-то мере можно сравнить со строительством железной дороги 150 лет назад. Она дала толчок к развитию инфраструктуры, отраслей промышленности, экономики.

Читайте также: «Умный дом – красивый дом»: семинар-презентация для дизайнеров

Электромобили сегодня – это те инфраструктурно-образующие проекты, которые должно делать государство, и которые в будущем принесут пользу всем. Для этого нужно разрабатывать и предлагать стимулы, механизмы дотаций, открывающие широкие возможности и перспективы для развития электротранспорта в Украине. Просто надо выбрать свое, и двигаться вперед.

тока-зарядные-станции

– Что касается инфраструктуры, у нас есть отечественные производители, выпускающие оборудование европейского уровня. А вот, что касается производства электромобилей, то тут все не все так оптимистично. Когда в Украине будут выпускать электрокары?

– Это возможно, но это должно быть выгодно. Почему у нас не создаются автомобили с ДВС? Либо в этом виновато государство, которое не создает для этого условия, либо бизнесу неинтересно. Хотя в других странах ситуация кардинально отличается от нашей.

Не надо говорить, что мы можем, заниматься популизмом, а главное, чтобы получился классный автомобиль, на котором бы мне хотелось ездить, не страшно было б возить детей в школу и т.д. В этом основная фишка.

И у меня нет проблемы, если «Рено» построит завод и будет большую часть сборки проводить в Украине. Отлично. Почему бы и нет. Не обязательно делать какой-то исключительно украинский бренд, может быть коллаборация, но она должна быть выгодна. То есть машина должна получиться классная, и она должна иметь коммерческий успех. Она должна продаваться и быть популярной у людей. Это должен быть полезный продукт.

– Спасибо. Успехов тебе и компании?

С.Негребецкий.