В норвежском городе Берген на озере Store Lungegardsvann построят энергонезависимый район.
Проект разрабатывает лондонское бюро Waugh Thistleton.
Новый экологический район, который будет называться Trenezia и будет рассчитан на полторы тысячи домохозяйств, соединит два городских берега и будет привлекать местных жителей как культурный центр. Он свяжет старую часть города с центром искусств, на котором также обустроят пляж.
Согласно плану, искусственные острова будут возведены посреди озера. «Спрос на электроэнергию в районе будет минимальный благодаря энергоэффективному проектированию и технологиям экономии воды и тока, – объясняют в Waugh Thistleton. – Во-вторых, район будет генерировать больше электроэнергии, чем потребляет, что поможет компенсировать выбросы углерода в атмосферу».
Дома будут строить из древесины, а фундамент – из материалов, которые изготавливают ближайшие предприятия.
Для освещения района зимой проложат «солнечный коридор», чтобы максимально усилить естественное освещение в жилье. Соответственно, высотность зданий также будет урегулирована для сбалансированной тени.
Вдоль района построят плавучие зоны отдыха, в том числе бассейн, место для общественных мероприятий и причалы.
В небольших зданиях будут селить семьи, а в многоэтажных – пары, студентов и другие группы населения, которым не нужно много жилой площади. При этом в зависимости от вида жилья будет отличаться и оформление домов.
Между большими зданиями, среди которых дом престарелых и ясли, обустроят общественные зоны для разнообразия взаимодействия в городе. Между меньшими обустроят дворики, зеленые зоны и зоны отдыха. Передвигаться в районе можно будет по мостикам и дорожкам, откуда также открывается вид на озера и горы.
С 1 июля вступила в силу очередная часть закона о рынке электроэнергии. Собственно – запуск рынка. Что это поменяет для потребителей, как повлияет на цены, – в материале «24 канала».
Что изменится в подаче электроэнергии
Меняется схема, по которой работала энергосистема.
До этого всю произведенную электроэнергию выкупала государственная компания «Энергорынок» и продавала ее потребителям – предприятиям и облэнерго. Облэнерго продавали электричество нам с тобой.
С 1 июля «Энергорынок» перестанет быть единственным «скупщиком». Вся электроэнергия будет поступать на рынок электроэнергии, на котором ее будут покупать все заинтересованные покупатели. В том числе и бывшие облэнерго. Как и на любом рынке, свою нишу займут трейдеры-посредники.
Как пояснил в комментарии «24 канала» советник юридической компании Primelex Евгений Калинин, у нас заработает прозрачный конкурентный рынок электроэнергии. Это значит – электроэнергия превращается в товар. С его оптовой частью будут работать энергогенерирующие компании по новым правилам. Новый рынок, по словам эксперта, – это игра по прозрачным правилам.
Бытовые потребители не почувствуют на себе каких-то особых изменений – они так же будут сотрудничать с облэнерго. Которые, напомним, уже с 1 января этого года разделились на поставщиков электроэнергии и операторов системы распределения.
Как это повлияет на цену электроэнергии
Цена электроэнергии будет устанавливаться рынком – на основе баланса спроса и предложения. Будет зависеть от объемов потребления, графиков расчетов, платежной дисциплины, потребление в зависимости от времени суток.
Также поставщики электроэнергии смогут договариваться с производителями о различных графиках оплаты.
Бытовым потребителям стоит ожидать подорожания электроэнергии, отметил в комментарии «24 канала» эксперт по энергетике Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Карел Хирман. Но ключевой вопрос не в том, «сколько» платить, а «за что?». С запуском рынка энергии мы будем платить за стабильность энергетической системы, качество энергоснабжения. А глобально – за повышение нашего с вами уровня жизни. Когда государство перестанет тратить бюджетные (наши) деньги на оплату потерь и краж электроэнергии – потому что на рынке вся она будет учтена – экономика только выиграет, зарплаты и пенсии возрастут. Счетчики, энергоэффективность – эти понятия станут друзьями украинского потребителя и позволят не платить не только лишнего, а даже меньше.
Впрочем, если рынок элекроэнергии запустят с 1 июля – есть определенные риски. Технически наша энергосистема к запуску не совсем готова. Пока она не может эффективно перераспределять электроэнергию. А это значит – нестабильность системы и рост цены для конечного потребителя, пояснил «24 каналу» СЕО компании ETG.UA Владимир Шведкий.
Поэтому запуск предлагают отсрочить (об этом далее). Если же запустят с 1 июля – правительство и нацрегулятор, скорее всего, установят какую-то верхнюю границу цен на электроэнергию, чтобы защитить малообеспеченных потребителей. Хотя это еще будет не рынок электроэнергии, а новая система перераспределения, считает Карел Хирман.
От чего будет зависеть стоимость
Цена будет формироваться в зависимости от спроса и предложения на электроэнергию, будет зависеть от всех участников рынка: произвели мало, а потребили много – электроэнергия дорогая, выработали много, а потребили мало – подешевела. Плюс на стоимость существенно будут влиять расходы на распределение – от производителя электроэнергии (электростанции) до потребителя электроэнергия проходит долгий путь по проводам, грубо говоря. Ее можно где-то накопить в какой-то емкости, как газ, например. Поэтому ее надо перераспределять. И вот участник рынка, который сможет это сделать наиболее эффективно и у которого будет меньше расходов – сможет продавать электроэнергию дешевле.
Также на стоимость электроэнергии будет влиять равномерность потребления и объем. Для потребителей больших объемов единица электроэнергии будет дешевле. Это означает, что бытовые потребители будут платить за 1 киловатт-час больше, чем крупные предприятия. И это нормально, говорит Карел Хирман. Именно так работает любой рынок. (Вспомните «акции» в супермаркетах – три пачки творога можно купить дешевле, чем когда покупаешь одну. Здесь тот же принцип).
Кто такие операторы рынка и делать
Это все уже вышеназванные участники рынка. Те, кто будут производить электроэнергию, – производители (электростанции – ГЭС, ТЭС, АЭС, «зеленые»).
Те, кто будут покупать – покупатели: трейдеры, предприятия. Причем купля-продажа электроэнергии будет происходить по нескольким направлениям: рынок двусторонних договоров, рынок «на сутки вперед», внутресуточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг.
Те, кто распределяют – операторы системы распределения (из бывших облэнерго).
Будет ли отсрочка запуска рынка
Согласно закону о рынке электроэнергии, запуститься он должен с 1 июля. Нардепы-члены Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Домбровский и Лев Пидлисецкий предлагали отложить запуск рынка до октября этого года. Этого будет достаточно, чтобы провести тестовые испытания системы рынка, чтобы технически все работало и не было сбоев. А эти сбои – будут давать убытки участникам рынка, в итоге заплатит за них конечный потребитель (так правительство и регулятор и установят, вероятно, предельную стоимость электроэнергии, о чем выше отмечал Карел Хирман). Президент Владимир Зеленский предложил перенести запуск рынка на год. Владимир Шведкий с этим предложением согласен, как и представители бизнеса, по его словам.
МВФ и ЕС, по словам Карела Хирман, считают срок отсрочки в год длинным. Перенос к октябрю – нормальным.
Евгений Калинин поддерживает позицию премьер-министра Владимира Гройсмана, по словам которого лучшим было бы запустить рынок, как и предусмотрено законом, с 1 июля. Похоже, что именно так и будет.
Какая польза от энергоноваций
Стабильный самодостаточный рынок электроэнергии – залог стабильной энергосистемы, доходы от продажи (а, следовательно, – налоги государству), качественные услуги потребителям (без перебоев и отключений). Государству не надо будет покрывать ничьи дефициты, никто не будет наживаться на неучтенной электроэнергии – это будет регулируемая система (хотя для этого еще нужно значительно поработать).
Кроме того, на рынке электроэнергии цена на нее не будет зависеть от прихотей ни президента, ни правительства, ни депутатов или даже групп депутатов – политики больше не будут манипулировать ценами. Единственное – честную конкуренцию должен хорошо отслеживать Антимонопольный комитет.
Впрочем, все это благо не наступит ни с 1 июля, ни даже через год. Мы только в начале пути.
Обновленный протокол интерфейса DALI значительно улучшает взаимодействие и взаимозаменяемость устройств управления разных производителей.
Новые универсальные модули DALI WAGO поддерживают расширенные функциональные возможности как механизмов управления DALI-2, так и управляющих устройств. Это позволяет им соответствовать всем современным требованиям к системам освещения, в которых качество света и энергоэффективность играют ключевую роль.
Кроме того, крупные объекты и организации выигрывают, потому что новый модуль DALI Multi-Master обладает возможностью обратной совместимости, что делает ненужными двойные инвентаризации.
Все приложения DALI-2 могут быть легко связаны со всеми соответствующими подсистемами и полевыми шинами с помощью интеграции в WAGO-I/O-SYSTEM.
Напомним, WAGO – немецкая компания-производитель компонентов для электрического соединения и электронных компонентов для систем автоматизации. Мировой лидер в области производства клемм и соединителей с уникальной технологией пружинного зажима. Входит в состав WAGO Group, которая объединяет 9 заводов, 20 филиалов и дочерних предприятий в 80 странах мира.
Глобальные затраты на смарт-сити-технологии в 2023 году составят 189,5 млрд долларов. Об этом говорится в прогнозе исследовательской компании IDC.
Основными категориями расходов станут проекты в сфере энергетики и инфраструктуры, а также обеспечение безопасности и развитие транспортной сети с использованием новых технологий, полагают аналитики компании. На эти категории придется более половины всех инвестиций.
Активнее всех в инновационные технологии инвестирует Сингапур, где реализуется программа Virtual Singapore. На втором месте по общему объему затрат находится Нью-Йорк, в пятерку также входят Токио, Лондон, Пекин и Шанхай (показатели последних двух городов идентичны).
Ожидается, что в этих городах затраты будут превышать $1 млрд в год к 2020 году. На США, Западную Европу и Китай будет приходиться порядка 70% общемировых инвестиций в «умные» технологии для городов, тогда как самый быстрый рост расходов (21% в год) ожидается в Японии, на Ближнем Востоке и в Африке.
Новая зарядная станция для систем с размещением подвижной контактной части на электробусе завершает полный спектр решений АВВ, рассчитанных на зарядку коммерческого электротранспорта.
Прогнозируется, что мировой рынок электрических автобусов (e-Bus) к 2025 году будет иметь совокупный годовой рост в размере 16,6%. Это означает, что он увеличится более чем вдвое в течение следующих семи лет. Чтобы соответствовать этому стремительному росту ABB стремится формировать свое предложение в соответствии с трендами рынка и потребностями заказчиков. Компания выпустила важное дополнение к своему портфолио зарядных систем – Panto Up. Она заряжает электрические автобусы с установленным на крыше пантографом.
Система Panto Up в сочетании с системой последовательной зарядки АВВ была разработана для больших парков электрических автобусов, где есть ограничения по габаритам зарядной инфраструктуры.
Система Panto Up максимально проста в установке, компактна и позволяет реализовать как «ночной», так и «дневной» режим зарядки. В «ночном» режиме можно одновременно заряжать до трех электробусов с диапазоном доступной мощности 50-150 кВт на транспортное средство. В «дневном» режиме система имеет доступный диапазон мощности 150-600 кВт для подзарядки на конечных остановках автобусных линий в течение дня, обеспечивая идеальное решение для зарядки коммерческого маршрутного транспорта.
«Panto Up – важная веха нашего развития, которая поможет сделать автоматизированную зарядку доступным вариантом для операторов, которые стремятся уменьшить свой «углеродный след», минимизировать затраты и получить лучший контроль над производительностью автопарка, – сказал глава бизнеса зарядной инфраструктуры для электротранспорта ABB Фрэнк Мюхлон. – С расширением портфолио АВВ теперь может ответить требованиям всех операторов электробусов по всему миру, независимо от размера парка. Стремление к широкому внедрению устойчивого общественного транспорта очевидно, и мы гордимся тем, что можем этому способствовать, предлагая наши инновационные решения и технологии зарядки».
Как часть портфеля цифровых решений ABB AbilityTM Panto Up использует средства удаленной диагностики и управления. Этот способ современного сервиса обеспечивает своевременную диагностику, быстрое устранение проблем и предоставляет предприятиям большой объем разнообразных статистических данных об оборудовании.
Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) предложили оборудовать железнодорожные тоннели системой рекуперации тепла, которая потенциально может обеспечить отопление и охлаждение тысяч близлежащих домов.
В тоннелях метро воздух постоянно нагревается – от движения поездов, работы электроники и человеческих тел. Благодаря системе вентиляции излишек тепла выходит на поверхность – вот почему на входе в метро ощущается поток теплого воздуха. Швейцарские ученые придумали, как использовать это тепло в качестве источника энергии. Речь идет о рекуперации тепла – энергосберегающей технологии, основанной на принципе повторного использования тепла удаляемого отработанного воздуха для подогрева свежего приточного воздуха.
Ученые предлагают встроить в бетонные стены тоннелей пластиковые трубы с жидкостью-теплоносителем или просто водой, соединенные с тепловым насосом. Такой тоннель будет работать как высоконадежная система круглогодичного отопления и кондиционирования, говорят ученые из EPFL. По их расчетам, если установить систему на 60 тыс. кв. м стен тоннеля, это покроет потребности в отоплении или охлаждении 1,5 тыс. квартир площадью 80 кв. м. Переход с газового отопления позволил бы сократить выбросы CO2 в городе на два миллиона тонн в год», – добавляет глава исследования Марго Пельтье.
При этом система будет дешевой и долговечной. Срок ее службы составит от 50 до 100 лет, каждые 25 лет придется заменять только тепловые насосы. Технологию уже успешно протестировали на недостроенной линии метро в Лозанне.
Электробайк BMW Motorrad Vision DC Roadster выглядит, как классический мотоцикл баварской марки, но «дарит совершенно новые ощущения вождения», говорят в компании.
Мотоподразделение BMW Motorrad представил на мероприятии NEXT GEN два концепта, перекликающиеся между собой – батарейный спорткар Vision M NEXT, а также электрический байк Motorrad Vision DC. Оба предсказывают электрическое будущее баварской марки.
Как и BMW Vision M NEXT, «двухколесник» Vision DC построен с оглядкой на исторические модели марки и мнением о будущем. И спорткар, и байк имеют в своем строении немало композитных материалов, распечатанных на 3D-принтере компонентов и углепластика вторичной переработки. Приборы – цифровые. Светотехника – лазерная.
О характеристиках байка его создатели ничего не говорят, поскольку он создан только в качестве визионерского прототипа. Однако BMW рассказала немного о конструкцию. Тяговый аккумулятор мотоцикла интегрирован в силовую структуру рамы.
За охлаждение батарей и мотора отвечают мощные подвижные вентиляторы, которые меняют свое положение в зависимости от того, стоит Vision DC или движется.
При создании Motorrad Vision DC перед BMW стояла задача не только выпустить модель с нулевым уровнем выбросов, но и сохранить общую стилистику марки. Шеф-дизайнер BMW Motorrad Эдгар Генрих считает, что команда инженеров с задачей справилась.
Немецкая Osram нашла нового владельца для своего подразделения по производству светильников Siteco в лице компании Stern Stewart Capital.
Таким образом, Osram оптимизирует свои расходы, а Siteco получает предпринимательскую свободу. С продажей светильникового бизнеса Osram продолжает трансформироваться в высокотехнологичную компанию.
«Stern Stewart предлагает Siteco и ее сотрудникам хорошие перспективы, – сказал генеральный директор OSRAM Licht AG Олаф Берлиен. – Мы можем обеспечить стратегическую и операционную непрерывность для Siteco, в то время как Osram продолжит оттачивать свой уровень чемпиона по фотонике».
С точки зрения Stern Stewart Capital, Siteco выступает за инновационные технологии освещения, разработанные и изготовленные в Германии. «Мы с нетерпением ждем предоставления предпринимательской поддержки высоко мотивированной команде и руководству Siteco», – сказал управляющий партнер Stern Stewart Capital Маркус Пертл.
Подробности сделки не разглашаются, однако известно, что Osram и новый владелец обеспечат компанию солидными финансовыми ресурсами. К тому же, Stern Stewart Capital не намерена в ближайшие годы требовать от Siteco выплаты дивидендов.
Stern Stewart Capital была основана партнерами известной стратегической консалтинговой компании Stern Stewart & Co и является ее инвестиционным подразделением. Stern Stewart & Co со штаб-квартирой в Мюнхене с 2016 года оказывает Osram поддержку в различных проектах, а также Siteco в связи с процессом ее преобразования. Поэтому новый владелец не только очень хорошо знает компанию, но и обладает опытом, который позволит повысить успешность компании, являющейся специалистом по светильникам.
В Украине 1 июля вступает в силу новая строительная норма, согласно которой места с зарядными станциями для электромобилей на парковках станут обязательными.
Об этом сообщил заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лев Парцхаладзе.
Такие изменения будут касаться новых парковок и тех, которые собираются реконструировать. По данным Парцхаладзе, в Украине около 13 тыс. электромобилей, а весной спрос на них вырос на 67%. Согласно норме на парковках будут обязательными менее 5% мест с электрозарядками.
Парцхаладзе заявил, что в планах уже к 2030 году обеспечить обустройство зарядками для электрокаров на 100%.
«В связи с новыми изменениями в государственные строительные нормы не менее чем 5% машиномест от общего количества в гаражах и на автостоянках необходимо выделять на обустройство зарядными устройствами для транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями», – отметил Лев Парцхаладзе.
Компания Schneider Electric, лидер в области цифровой трансформации, управления энергопотреблением и автоматизации, открыла первую умную фабрику в Мексике.
Это образцовое предприятие продемонстрирует заказчикам и партнерам, как современные цифровые технологии дают возможность принимать компетентные решения на основе точных данных, и тем самым помогают повысить рентабельность, эффективность активов и эксплуатации, производительность сотрудников, а также обеспечивают надежность, адаптивность и экологическую устойчивость производства.
Schneider Electric интегрирует подключенные решения EcoStruxure в свои технологические процессы для того, чтобы представить преимущества перехода на концепцию «умной фабрики», а также показать, как просто сделать первый шаг к цифровизации.
Умные фабрики – ключевой компонент специализированной устойчивой подключенной цепочки поставок 4.0 внутри глобальной сети поставок компании. В этой цепочке цифровые технологии используются для обеспечения сквозной интеграции и видимости всех процессов и повышения общей производительности. «Компания Schneider Electric продолжает привносить цифровые преобразования в экономику Мексики, и наша новая фабрика в Монтеррее, оборудованная по последнему слову техники, служит примером того, как сделать производство более эффективным, рентабельным и устойчивым с помощью инноваций. Это предприятие – возможность заглянуть в будущее и познакомиться с концепцией «Индустрия 4.0», – отметил президент регионального подразделения Schneider Electric в Мексике и Центральной Америке Энрике Гонсалес Хаас.
На умной фабрике в Монтеррее внедрены пять компонентов EcoStruxure™, открытой совместимой системной архитектуры и платформы Schneider Electric для IoT – EcoStruxure Building, EcoStruxure Power, EcoStruxure Data Center, EcoStruxure Plant и EcoStruxure Machine.
Технологии промышленного интернета вещей (IIoT) Schneider Electric с интегрированным ПО – готовое решение для организации умных производств. Эти технологии предлагают новые коммерческие возможности для заводов и предприятий машиностроения.
Команда Schneider Electric в Монтеррее провела успешные испытания нескольких цифровых решений, подготовила сотрудников фабрики к работе с IIoT и распространила полученные результаты на глобальную производственную сеть компании. На двух технологических линиях 1,1 тыс. работников производят системы управления электродвигателями, закрытые приводы, панели управления освещением и аварийные выключатели.
Умная фабрика Schneider Electric сотрудничает с Автономным университетом штата Нуэво-Леон, университетом «ТекМиленио», Монтеррейским технологическим институтом и университетом «Валье де Мехико» в рамках учебных программ и программ повышения квалификации. Специалисты предприятия выступают на конференциях, проводят мастер-классы и семинары. Фабрика прошла сертификацию по стандартам ISO9000 и ISO14000 и является членом Ассоциации иностранных производителей и экспортеров Нуэво-Леон.
«Мы понимаем, что предприятиям непросто сделать первый шаг к использованию IIoT, поэтому надеемся, что наша умная фабрика в Монтеррее станет наглядным примером преимуществ цифровых преобразований в энергоуправлении и автоматизации для наших текущих и будущих заказчиков из обрабатывающей отрасли промышленности. Благодаря нашему опыту мы можем помочь таким организациям запустить процесс внедрения цифровых технологий», – сообщил вице-президент по промышленному производству подразделения Schneider Electric в Северной Америке Мигель Сервандо.
Кроме того, он отмечает, что благодаря EcoStruxure в режиме реального времени можно, контролировать производительность машин, их потребность в профилактическом техническом обслуживании, соблюдение процесса контроля качества, управление энергопотреблением и многое другое. Это основные виды деятельности, которые есть на производстве. Такая цифровая трансформация выгодна для всех сотрудников фабрик Schneider Electric. Теперь они могут сосредоточиться на выполнении стратегических задач в поддержку развития компании, повышения эффективности и улучшения условий работы. Качество решений также повысилось — они принимаются на основе данных аналитики, поступающих в режиме реального времени. Вложения в современные технологии окупаются в срок от 6 месяцев до 2 лет.
Как ожидается, после внедрения компонентов EcoStruxure умная фабрика в Монтеррее получит ряд преимуществ, среди которых:
• сокращение расходов на техобслуживание на 20% с одновременным увеличением общей эффективности оборудования на 7%;
• адаптивное управление, оптимизация процессов и, как следствие, окупаемость инвестиций в течение одного года;
• увеличение прозрачности всех процессов завода;
• повышение эффективности процессов более чем на 10%;
• модернизация важнейших устройств, включая систему окраски, сварочных робот, линии производства панелей управления, где требуется контроль критически важных параметров; отслеживание сигналов тревоги и сбор данных для предотвращения непредвиденных поломок;
• сокращение сроков техобслуживания;
• значительное повышение безопасности технического обслуживания и ремонта благодаря решению Augmented Operator Advisor;
• энергоэффективность – дополнительная экономия энергии в 10% при уже оптимизированном уровне потребления;
• сокращение углеродного следа на 377 тонн;
• производительность и надежность активов. Оптимизация управления и технического обслуживания объекта с уменьшением трудозатрат и расходов на запасные части на 10%;
• увеличение доли профилактического техобслуживания в сравнении с корректирующим.
У сучасних багатоповерхівках ми щодня стикаємося з одними й тими самими запитаннями: як зекономити на електроенергії, що робити під час відключень світла, де поруч...
Сучасний світ важко уявити без якісного електрообладнання, яке забезпечує комфорт у домі та ефективність на виробництві. Інтернет-магазин Leona пропонує широкий асортимент електротехнічних рішень для промислового...